Танцы балканских цыган

Пользовательский поиск

Цыганский танец – это целая культура, это целое танцевальное направление, для исполнения которого требуется сила, выдержка и хорошая память, ведь цыганский танец, априори, богат на разнообразные движения, комбинации.

Если разложить цыганские танцы по полочкам, то можно увидеть, что хорошо развиты только три вида: русских, балканских и испанских цыган.

Если о танцах русских и испанских цыган, все более-менее ясно, то к словосочетанию "танец балканских цыган", сложно в своей голове отыскать соответствующий "видеоряд". Согласитесь, мы практически не знаем, что это такое.

Если, коротко, то, танец балканских цыган появился на стыке областей распространения танца живота и восточноевропейских танцев.

Соответственно, в женском танце игра ногами в балканском стиле сочетается с тряской бёдрами и дрожью плеч и кистей, к ним прибавляются вращения вокруг своей оси, фигурное щёлканье пальцами, игра рук, дробь, мелкие прыжки, особый трепет юбкой.

Балканский танец, по праву, считается разновидностью танца живота.

Мужской танец состоит преимущественно из игры ног и чечётки, к которым прибавляется щёлканье пальцами, сочетающееся с несложной игрой рук.

Стоит сказать, что на сегодняшний день, балканский танец пополнился классическими элементами цыганского танца вроде взмахов юбкой, ведь сейчас вообще идёт очень активный культурный обмен между цыганами разных групп. 

По мнению очевидцев, эти танцы проще и несколько резче обычных восточных танцев и основаны на не слишком сложном и разнообразном потряхивании бёдрами.

Как и в других цыганских и восточных танцах, в цыганском танце живота есть такое движение, как дрожь плечами. Возможны также варианты танца с шарфом или шалью, как с покрывалом.

Существует и такое понятие, как парный танец балканских цыган. Парный танец балканских цыган неконтактен, он танцуется на заметном расстоянии партнёров друг от друга. Во время танца они несколько раз меняются местами, словно проходя по окружности, лицом друг к другу.

У румынских цыган женщина может во время танца провернуться на месте кругом. Из движений используются игра ног, чечётка, щёлканье пальцами при определённых положениях рук, у мужчин — "хлопушки", у женщин может добавляться небольшое потряхивание бёдрами.

Что касается манеры исполнения, то эти виды танцев (испанский, балканский и русский) делятся по манере на "таборные", сценические и уличные.

Традиционно, цыганский танец живота используется для заработка. Его, как правило, цыгане-рома (на Балканах и в Турции) и цыгане-дом.

Для тех же, кто открыл для себя этот вид цыганского танца, как вид искусства, он всегда останется ярким танцем, который приносит необычайное удовольствие и действительно заряжает энергией, присущей только таким "горячим" народам, как цыганам.

источник

Дополнительная информация

Цыгане. Википедия

ИНДОАРИЙСКАЯ ГРУППА. ЦЫГАНЕ (статья о происхождении, этнических группах и расселении)

Книга  "История цыган - новый взгляд", Николай Бессонов, Надежда Деметер

Вслед за цыганской кибиткой - TribalCafe.ru

В этом очерке рассматривается субэтнос Балканских цыган - кэлдэраров, а именно — одежда и украшения цыганки, после чего проводятся параллели с трайблом.

Фильмы

"Странный чужак", реж. Тони Гатлиф

"Лачо Дром". реж. Тони Гатлиф

"Время цыган", реж. Эмир Кустурица

 

Видео

Шоу-группа "Иштар". 8.03.2011 ДК пос. Энем

Вариация на тему "Танец балканских цыган".
Вдохновила музыка Горана Бреговича, фильм "Странный чужак", материалы мастер-класса Марьяны Смирновой "Гавази и танц балканских цыган"

 

 

Музыка

В РАМКАХ неотвратимой новой волны моды на цыганско-балканские танцы уместно будет ознакомиться со свежей работой Тамира Муската и Ори Каплана — двух господ, так или иначе повязанных с группой Gogol Bordello, по вине которой указанная волна накрыла даже Мадонну. Тамир Мускат работал вместе с Gogol Bordello над пластинкой «J.U.F.», представлявшей дабовый диджейский микс, основанный на цыганских, арабских и балканских мелодиях. Ори Каплан играет в Gogol Bordello на гитаре. Balkan Beat Box — продолжение идей восточноевропейского крыла ньюйоркского панк-кабаре и своего рода музыкальный манифест. Объединяя вокруг среднего танцевального темпа типичные мотивы неспокойных стран, имеющих выход к Средиземному морю, господа Мускат и Каплан строят музыкальное пространство без правительств и границ (во всяком случае, примерно так они сами формулируют свою концепцию). Мешая в треках Болгарию, Боснию, Македонию, Румынию, Йемен, Марокко, Испанию, Израиль и Палестину, авторы «Nu Med» выдают не столько клубный материал, сколько, все же, ресторанный.

 

 

 

Goran Bregovic - Chupchik

"Chupchik" by Goran Bregovic and the Wedding and Funeral Orchestra

 

 

Группа "Добраночь" и Роман Лиманский

Санкт-Петербург

 

 

Юмор

 

 

Цыгане-мусульмане

Известно, что значительная доля балканских цыган является мусульманами. О них долгое время не было ничего слышно во многом по причине крайне непонятного статуса их в балканских процессах. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что в свое время большая часть цыган предпочла уйти с Балканского полуострова вслед за османами.

Сегодня же у цыган-мусульман начинают появляться свои политические органы, партии и движения, происходит постепенное увеличение религиозной грамотности. К примеру, в Косово (даст Бог, будущей Дардании) функционируют: Объединённая Партия Цыган Косово под предводительством крупного религиозного лидера балканских цыган шейха Хаджи Зулфи Мерджа, а также Ассоциация Цыган Косово-Метохии и Диаспоры шейха Неджмедина Незири.

Наконец, в настоящее время саудовским Комплексом по Изданию Священного Корана им. Короля Фахда подготавливается первый в истории перевод Корана на цыганский язык, над которым работает знаменитый цыганский учёный и проповедник Шейх Сирбизувич.

А вот небольшой экскурс в историю цыганско-исламских корреляций:

В начале XV столетия значительная часть византийских цыган уже вела полуоседлый образ жизни. К этому моменту цыгане были известны не только в греческих областях Византии, но и в Сербии, Албании, румынских и венгерских землях. Повсюду они образовывали особые слободы или деревушки, где мастера плели корзины, вырезали изделия из дерева, ковали железо. Были и кочевые цыгане, которые также занимались ремеслами и выступали с дрессированными животными. Приход завоевателей-мусульман не заставил значительную часть цыганского народа уехать с обжитых земель. Цыгане рассудили, что смогут продолжать прежнюю жизнь и под османским господством. На конкретных примерах видно, что честные ремесленники действительно были нужны противоборствующим сторонам как производительная сила или как налогооблагаемая база.

В Венгрии цыгане завоевали славу искусных кузнецов. Цыгане изготавливали пушечные ядра, холодное оружие, конскую амуницию и панцири для воинов. После того, как Балканы попали под власть османов, ремесленники стали снабжать оружием их войско и снова были за это освобождены от налогов. Цыгане описываются в мусульманских источниках как мастера, которым под силу была любая тонкая работа по металлу, в том числе изготовление ружей.

Сразу же после появления османов в Византии местные цыгане смогли найти с ними общий язык. Они даже вступали в вспомогательные воинские части или шли с армией, обслуживая её нужды. Значительное число цыган попало в Болгарию именно этим путём. Султан Мехмед II Завоеватель, взявший Константинополь в 1453 году, обложил цыган налогом, но освободил от него кузнецов, ковавших оружие, а также тех цыган, которые жили в крепостях. Уже к этому периоду относятся сведения о том, что часть цыган приняла мусульманскую веру.

Несомненно, число таких людей должно было возрасти после того, как Сулейман Великолепный в «Законе о цыганах области Румелия» постановил брать с христиан несколько большую сумму налога. Это была часть общей политики исламизации, проводимой на Балканах. Наметилась закономерность: кочевые цыгане, как правило, оставались христианами (и остаются ими по сию пору), оседлые же, селившиеся в городских предместьях и имевшие постоянные контакты с турками, принимали Ислам. Таковы этнические группы арлии и хорахая в Болгарии, Албании, Сербии и Турции. Для коренного населения Болгарии слово «цыган» даже стало синонимом слова «мусульманин».

Продуман был и механизм сбора налогов. В 1541 году вступил в силу «Закон об управляющем цыганским санджаком». Под «санджаком» понималась определённая категория цыганского населения из ряда мест, занятая обслуживанием армии. В целом в этот период были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы. Благоприятная в целом обстановка сказалась на структуре профессиональной специализации. В то время как таборы Западной Европы поневоле всё более отдалялись от ремёсел, балканские цыгане промывали золотой песок, делали кирпичи, пасли овец и даже работали на сезонных сельскохозяйственных работах. Перечень профессий был очень обширен. Документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных и т.д. Много цыган уходило в османскую армию, в корпус янычар. Таким образом, османская политика была многократно более благоприятной для цыган, чем западноевропейские законы об изгнании. В сущности, цыганам было позволено жить в соответствии с их традициями при условии неукоснительного соблюдения ими Ислама.

Интересным представляется тот факт, что большинство побегов оставшихся цыган из христианских земель Молдавии и Трансильвании имело своей целью именно Османскую империю. Особенно сильным стал наплыв молдавских и волошских цыган, когда турки стали терпеть поражения в войне с Австрией. В конце XVII века под временную австрийскую оккупацию попали Валахия, а также часть сербских и болгарских земель. Число цыган, которые скрылись тогда от угнетения на территории мусульманской по преимуществу Болгарии было так велико, что балканские этнографы даже назвали этот процесс «миграционной волной». Непосредственно же в Османской империи в описываемый период сохранялось терпимое отношение к цыганам, как к братьям по вере.

 
источник

 

Еще видео

Школа Dance Hayat. Балканский танец "Цуки-цуки".

http://www.dancehayat.com.ua

 

 

Балкания. Dance Hayat. Наталья Кулишенко

 

Цыганский танец из балета "Дон Кихот". Лариса Трембовельская

 

 

Лавари (венгерские цыгане)

из очередного отчётного концерта хореографического отделения МГУКИ

 

Мария Шашкова. Таборная пляска

 

 

 

 

Наверх
занятия в формате art-wellness в клубе ИШТАР - иностранные языки, психология, танцы и спорт, искусство наслаждаться жизнью