Йога

Пользовательский поиск

 

Йога. Статьи и видео.

Йога. Начинающие. 

Занятия проходят

по средам с 18.00 до 19.30

(самомассаж, суставная разминка, сурья намаскар, пранаяма, комплекс асан)

по пятницам с 19.00 до 20.30

(самомассаж, суставная разминка, чандра намаскар, пранаяма, йога-баланс, парная йога, шавасана или йога нидра)

Стоимость 160 руб/занятие по абонементу, 180 руб/занятие - разовое посещение.

Деление на начинающих и продолжающих условное. Зависит от готовности практикующего воспринимать информацию, развития концентрации и общей физической подготовки.

      Слово «йога» происходит от санскритского корня «Yuj», что означает «соединять», «прикреплять», «овладевать» и «управлять вниманием», а кроме того — «союз». Соединение тела и духа, затем объединение тела и духа с Я есть йога. Это философия, поскольку она приводит человека к пониманию того, что такое правильное поведение и как прийти к праведной жизни. 


      Йога — это уникальная наука и искусство. Это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности. Она целостна, поскольку касается всего спектра бытия человека, включая физический, психический и духовный компоненты в их целостности. Это психосоматическая наука. «Психо» и «сома» — греческие слова. «Психо» значит «ум», а «сома» — «тело». Практически невозможно провести точную границу и указать, где кончается тело и начинается психика или где закончится психика и начнется Я. Йога учит нас, что тело и ум, ум и тело работают вместе в совершенном равновесии, гармонии и согласии с Я. 


      Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом и духа с Я. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. 


      Тело — это храм Я. Подобно тому как человек, чтобы жить, должен содержать свой дом и окружение в порядке и чистоте, так практика йоги очищает храм — тело, сохраняя его чистым и здоровым. Она использует тело как лук, а асаны как стрелы, с помощью которых можно поразить цель — достичь неомраченной и безраздельной благодати глубинного Я. 


      Для того чтобы преобразить тело и дух, довести их до уровня глубинного Я, нужно сохранять здоровье храма Я. Здоровье основано на принципах морали, физической дисциплины, психического бодрствования и духовного равновесия. Йога имеет восемь членов, или аспектов: яма (yama — социальная этика), нияма (niyama — личная этика), асана (asana — позы), пранаяма (pranayama — различные дыхательные техники), пратьяхара (pratyahara — дисциплинирование органов восприятия), дхарана (dharana — контроль сознания), дхьяна (dhyana — интеллектуальная стабильность) и самадхи (samadhi — погруженность в глубокую медитацию). Таким образом, йога очищает тело от загрязнений в виде болезней, развивает в ученике эмоциональную стабильность, ясность интеллекта и равновесие. Все восемь аспектов йоги взаимопереплетаются на всех уровнях бытия — от уровня кожи до уровня Я — и проявляют себя, начиная с уровня Я и кончая уровнем кожи. 


      Итак, йога потому помогает телу стать подлинным храмом Я, что позволяет хорошо узнать уже известное тело, а затем учит человека соединять известное с неизвестным — сущностью бытия, которая чиста, здорова и незамутненна. Поэтому йога считается целостной наукой. 
У человека есть голова, сердце и члены. Эти три части соответствуют слову, мудрости и делу. Голова нужна для интеллектуального знания, сердце представляет любовь, привязанность и эмоциональную уравновешенность, а руки и ноги предназначены для работы. Все три части взаимодополняющи. Работа или действие не могут быть совершенными без знания и любви. Знание не созреет без помощи действия и привязанности. Так же и привязанность, сочувствие и дружелюбие не могут развиться без знания и действия. Таковы три функциональных отдела человека: голова, которой соответствует путь знания (jnana), сердце, которое представляет путь любви (bhakti), и руки — путь действия (karma). Нужно пройти все три пути, чтобы стать настоящим человеком. Недостаток физического или психического здоровья влияет на знание, мудрость и работу. Поэтому мудрые йоги и йогини открыли четвертый путь — восьмичленную йогу, которая создает и связывает воедино физическую, физиологическую, психологическую, интеллектуальную и духовную оболочки человека. 


      Наше тело само по себе — тонкое и хорошо организованное образование. Оно обладает даром приспособления даже тогда, когда владелец пренебрегает им. Оно имеет пять уровней или оболочек: физическое тело (annamaya kosa), физиологическое тело (рrаnаmaуа kosa), ментальное тело (manomaya kosa), интеллектуальное тело (vijhanamaya kosa) и духовное тело (anandamaya kosa). 


     Физическое тело — это кости, суставы и мышцы. Физиологическое тело состоит из дыхательной системы, циркуляторной системы, пищеварительной системы, нервной системы, клеточной системы, системы желез, а также жизненных органов, таких, как желудок, печень, селезенка, поджелудочная железа, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник и т.д. В действительности эта оболочка действует как мост между физическим и духовным телом. Если сознание — царь органов чувств, то дыхание — царь сознания. А царь дыхания — нервная система. Практика йоги предохраняет нервную систему от напряжения, и поэтому дух в трудных обстоятельствах остается незыблемым.

     Воля, движение, мотивация и сбор информации принадлежат сознанию. Разумное использование различных систем тела и психики относится к интеллектуальной сфере, а незамутненное и ненарушаемое блаженство принадлежит уже к области Я.

     Йога играет большую роль в развитии внутреннего органического тела, привитии ему культуры, а также координации физического тела и различающего ума. 
Интересно также отметить, что практика йоги снимает напряжение и стрессы и создает огромную защитную силу, которая позволяет справиться с враждебными силами, такими, как физические или психические болезни. Она сохраняет гибкость нервной системы, обеспечивая решение разнообразных проблем, возникающих при нашем взаимодействии с внешним миром. И наконец, она универсальна и не привязана к какой-либо религии или секте. Йога раздвигает границы деятельности тела и ума, заставляя их напряженно работать и одновременно релаксироваться. Она порождает надежду, уравновешенность, дружелюбие и сострадание вместо страха, отчаяния, сомнения и отвержения. Она учит занимающегося направлять тело и дух к священной цели служения и самопожертвования. 


      Здоровье не есть свобода от болезни. Здоровье — это совершенное состояние равновесия и связи между всеми пятью оболочками человека. Здоровье подвижно, оно подобно живой нити, пронизывающей человека от кожи до Я и от Я до кожи при непрерывном осознании динамичной жизненной силы или энергии, которая циркулирует в системе с обратной связью. 


      Подобно тому как на здоровых растениях растут душистые цветы и вкусные плоды, так радость и счастье расцветают в здоровом человеке. По своей природе тело инертно, скучно и вяло. Ум — подвижен, активен и динамичен, а глубинное Я — чисто, ясно и излучает свет. Йога разрушает вялость тела и непостоянство ума и поднимает их на уровень светоносного Я. Необходимо помнить, что тело похоже на невозделанную землю, не вспаханную и не засеянную. Как крестьянин пашет землю, поливает и удобряет ее, сеет лучшие семена и старательно ухаживает за всходами, чтобы собрать наилучший урожай, так и занимающийся йогой вспахивает свое тело и свой ум с помощью этической дисциплины (яма и нияма), выпалывает сорняки с помощью различных поз (асаны), увлажняет посредством тонких техник длительного дыхания (пранаяма), использует хорошие мысли (пратьяхара) как удобрение, засевает лучшие семена (дхарана), ухаживает (дхьяна) и вкушает нектар покоя и гармонии (самадхи) в качестве урожая йоги. 


    Если зеркало чисто, оно отражает предметы ясно. Точно так же практика йоги заставляет тело и ум, как зеркало, отражать равновесие и безмятежность глубинного Я. 


       Искусство йоги ее наука и философия связывают и соединяют тело с его обитателем. Этот союз тела и ума с Я называется Пракрити Пуруша Самъйога (Prakriti-Purusa Samyoga), или божественный брак природы и духа. (Предисловие Б.К.С Айенгара к книге Гиты Айенгар "Йога для женщин")
 

Полезные ссылки

http://www.vaikuntha.ru

Vaikuntha.ru - сообщество мистиков, йогов и магов. 

Само название сайта - Вайкунтха - переводится с Санскрита (другое название этого древнего языка - Деванагари, язык Богов) как Мир без границ, Мир в котором проявлен Единый Бог - обладатель всех сил, всех имён, всех качеств, энергий и форм.

Правила сайта - никаких догм и сектантства, свободное общение людей, осознавших свою духовную природу, и тех, кто стремится к её осознанию.
 

Йога. Продолжающие


       Наверное, в мире нет ни одного более или менее образованного человека, который не слышал бы о йоге. Однако предложите дать определение того, что же такое йога, и вы получите огромный диапазон разнообразных и, как правило, противоречивых мнений: от «индийской гимнастики» до «религиозно-философского учения», от «факиризма» до «системы духовного самосовершенствования», от «реликта древних цивилизаций» до «подарка внеземного разума». 


       Во всех культурах и религиозных традициях существовали специфические системы, используемые лишь ограниченным числом адептов и носящие преимущественно прикладной характер. Такие системы называются «эзотерическими». В качестве примеров таких систем можно назвать суфизм внутри ислама, исихазм внутри православия, нейдан внутри даосизма, духовные упражнения Игнатия Лойолы в католицизме и т. д. Эзотерические системы скрываются в недрах религий, однако принципиально отличны от них. Прежде всего тем, что они... не религии. Действительно, особенность эзотерических систем и одновременно причина их «закрытости» состоит в том, что, в отличие от собственно религии, эзотерические системы в высшей степени практичны. Можно даже сказать — прагматичны. Эзотерические системы, как и религии, ставят перед собой цель: осознанное самоизменение личности; однако, в отличие от последних, предлагают конкретный воспроизводимый набор методов для такого изменения. Основой для указанных изменений являются измененные состояния сознания, но, в отличие от измененных состояний сознания, достигаемых последователями многих религий, изменения личности, к которым стремятся последователи эзотерических систем, носят устойчивый характер.


     Можно попытаться проследить историю формирования йоги. Найти арийские и дравидийские корни, найти параллели с шаманскими практиками, культами женского начала, первобытной магией и т. д. Можно проследить происхождение йоги от доисторических цивилизаций. Это интересно и поучительно. 


     Самое главное: идея Пути, духовного развития — архетипична. Она, так или иначе, попадет в любую традицию, будь это первобытная культура, религиозная система или материалистическая советская культура. Единство йоги надо искать не в деталях и исторических ссылках. Йога едина в духе. 


     Существует еще одна особенность эзотерического знания. Его передача невозможна в отрыве от обучения. Эзотерическое знание является «скрытым» не только потому, что его скрывают, но и потому, что для его постижения необходима радикальная перестройка человека. Эзотерическое знание нельзя ЗНАТЬ. Им можно только ЖИТЬ. В противном случае оно утрачивает всякий смысл. Понимание каждой следующей ступени возможно только после прохождения предыдущей и является не актом познания, а личным мистическим опытом. Эзотерическое знание нельзя передать в виде свитков или табличек. Необходима живая преемственность. Необходимо желание и терпение Учителя зажечь огонь духа в Ученике и готовность Ученика стать со-творцом самого себя. В китайской боевой традиции есть высказывание: «Нет стиля — есть личная техника Мастера». Перефразируя эту сентенцию, можно сказать: «Нет классической йоги — есть личная йога Учителя». Которая работает в его руках, помогая ученикам изменяться и строить свою собственную Йогу, которая перестает быть йогой — методом, будучи канонизированной. Эзотерическое учение неотделимо от своего носителя или Учителя. А эффективность и правильность учения может проверить только Жизнь.


     Итак, йога — не религия. Жизнь «здесь-и-сейчас» для йога также важна, как и поставленные им духовные задачи. Поэтому кроме Большой йоги, ведущей к своим высшим целям, всегда существовала Малая йога — система методов, направленная на улучшение жизни: здоровья, благосостояния, эмоционального состояния. Причем практика Малой йоги не является отходом от Духовного Пути, напротив, она его абсолютно необходимый элемент.


    Йога — не практика аскетизма. Для того, чтобы гармонично существовать и творить, надо любить жизнь. Хотя элементы аскетических практик могут быть использованы как метод.


     Йога – не философия, но она имеет философские основания и методы, основанные на философской практике. 


     Йога – не этическая система. Любая этическая система, порождена в конечном итоге, религиозным способом восприятия мира, страхом перед наказанием, высшими силами и т.д. В йоге есть правила (например – «Яма»), которые по неразумению можно принять за этические, однако суть их принципиально иная. Йог следует этим правилам не из страха перед наказанием, а как наиболее прагматичному выбору, позволяющему в максимальной степени экономить энергию. На более высоких ступенях правила вообще уходят, оставляя место принципам. (Введение к книге Андрея Сафронова "Йога. Физиология, психосоматика, биоэнергетика")
 

Наверх
занятия в формате art-wellness в клубе ИШТАР - иностранные языки, психология, танцы и спорт, искусство наслаждаться жизнью